Статьи о русской литературе XIX – XX вв.

Научные работы   Статьи о русской литературе XIX – XX вв.   Русская проза XX в.

Проблема героя в раннем творчестве М. Горького: Рассказ «Макар Чудра» // История и культура: [Альманах]. Вып. 15 (15): Статьи. Сообщения. Публикации. СПб., 2018. С. 184‒213

Начальная статья из задуманного мною цикла, посвященного центральной проблематике раннего периода творческого становления писателя. Первый опубликованный им рассказ подвергается в статье всеаспектному анализу.

Антитолстовская направленность рассказа М. Горького «Челкаш» // История и культура: [Альманах]. Вып. 9 (9): Исследования. Статьи. Сообщения. Публикации. СПб., 2012. С. 89–147

Статья, продолжающая исследование магистральной проблемы раннего творчества М. Горького. Рассматривается, в частности, спорный вопрос о его «романтизме» и «реализме». Текст рассказа подвергается всеаспектному анализу. в ходе которого выясняется полемический смысл авторской позиции молодого писателя по отношению к толстовской проповеди «опрощения».

Ильф И. и Петров Е. [2-е изд.] // Русская литература ХХ века: Прозаики, поэты, драматурги: Биобиблиографический словарь: В 3 т. М., 2005. Т. 2. С. 94–99.

Сжатый анализ художественного своеобразия прежде всего сатирической дилогии «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» на фоне краткого реферирования всего творческого наследия выдающихся советских писателей.

Фурманов [2-е изд.] // Русская литература ХХ века: Прозаики, поэты, драматурги: Биобиблиографический словарь. В 3 т. М., 2005. Т. 3. С. 594–598

Фурманов еще в мои студенческие годы настолько поразил меня чем-то, чего я не мог ни сам себе объяснить, ни найти в литературе о нем, что в конце 1990-х я и выбрал его имя для написания статьи в Биобиблиографический словарь русских писателей XX в., чтобы объяснить прежде всего самому себе, что же такого в нем необычного.

Жанровое своеобразие романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» // Художественная культура: Вопросы истории и теории [История и культура: [Альманах]. Вып. 5 (5)] [монография]. СПб., 2006. С. 210-222

Предлагаемый читателю текст написан специально для монографии «Художественная культура. Вопросы истории и теории» (СПб., 2006) как ее глава. В ней я представил свое понимание итогового, исповедального по смыслу романа Пастернака, а также его места во всей русской романной традиции (не только советской).

Преломление традиций русского исторического романа в творчестве Дмитрия Балашова («Симеон Гордый») // Русская история и культура: Статьи. Воспоминания. Эссе: Сб. статей. [История и культура: [Альманах]. Вып. 6 (6)]. СПб., 2007. С. 287–301

В статье представлен мой взгляд на творчество Д. М. Балашова с точки зрения эволюции русской исторической романистики. Думаю, что осмысление его творчества в свете пушкинской и толстовской традиций, а также в сопоставлении с его своеобразным «антагонистом» в поздней советской литературе — В. С. Пикулем, окажется небесполезным для последующего изучения литературного наследия Д. М. Балашова.

Жанровая стилистика рассказа у Солженицына // Руденко Ю. К. Художественная культура: Вопросы истории и теории [История и культура: [Альманах]. Вып. 5 (5)]. СПб., 2006. С. 223–231

Отредактированный текст доклада, прочитанного мною на конференции «Академик А. И. Солженицын. К 80-летию со дня рождения» (16-17.12.1998, ИРЛИ РАН). Сколько мне известно, рассказы Солженицына не подвергались рассмотрению в том аспекте, в каком я их анализирую.