Фурманов [2-е изд.] // Русская литература ХХ века: Прозаики, поэты, драматурги: Биобиблиографический словарь. В 3 т. М., 2005. Т. 3. С. 594–598
Научные работы Статьи о русской литературе XIX – XX вв. Русская проза XX в. Фурманов [2-е изд.] // Русская литература ХХ века: Прозаики, поэты, драматурги: Биобиблиографический словарь. В 3 т. М., 2005. Т. 3. С. 594–598
Перепечатка словарной статьи, впервые опубликованной в издании: Русские писатели. ХХ век: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. М.: Просвещение, 1998. Ч. 2. С. 512–516. В то время авторам предлагали самим выбрать, о ком писать. Фурманов еще в студенческие годы, когда в обязательный список литературы для ознакомления входили его повести «Чапаев» и «Мятеж», настолько поразил меня чем-то, чего я не мог ни сам себе объяснить, ни найти объяснение в литературе о нем, что в конце 1990-х я и выбрал его имя, чтобы наконец объяснить прежде всего самому себе, что же такого в нем необычного.
Работу надо было делать спешно, я привлек к сотрудничеству своего бывшего, очень талантливого дипломника А. В. Харитонова, который помог мне собрать библиографию о Фурманове и печатал под диктовку текст словарной статьи. В ходе этой работы я и понял наконец то, что долго оставалось для меня загадочным: почему обе фурмановские повести выглядят как произведения, не опирающиеся на богатейшую предшествующую традицию русской классики, но производят впечатление произведений, автор которых как будто заново открывал для себя свой писательский путь. Ответ на этот парадоксальный вопрос смотрите в предлагаемой словарной статье.