Принципы и приемы художественного смыслообразования: Стихотворение А. С. Пушкина «Арион» // История и культура: [Альманах]. Вып. 14 (14): Исследования. Статьи. Сообщения. Публикации. СПб., 2016. С. 23‒81

Научные работы   Статьи о русской литературе XIX – XX вв.   Пушкин   Принципы и приемы художественного смыслообразования: Стихотворение А. С. Пушкина «Арион» // История и культура: [Альманах]. Вып. 14 (14): Исследования. Статьи. Сообщения. Публикации. СПб., 2016. С. 23‒81

Принципы и приемы художественного смыслообразования: Стихотворение А. С. Пушкина «Арион» // История и культура: [Альманах]. Вып. 14 (14): Исследования. Статьи. Сообщения. Публикации. СПб., 2016. С. 23‒81

Статья посвящена всестороннему (целостному) анализу стихотворения А. С. Пушкина «Арион». Подробно рассматривается и опровергается традиционно принятая квалификация единственного сохранившегося автографа как «перебеленного с поправками» (М. А. Цявловский, 1949) или как «белового, с правкой» (Е. В. Кардаш, 2009); доказывается, что автограф должен квалифицироваться как черновой с тремя слоями правок. 

Показать еще

Соответственно исправляется и датировка стихотворения: с «16 июля 1827» — на «1827‒1830». Жанр пушкинского шедевра, в отличие от умолчаний либо недомолвок большинства писавших о нем, однозначно определяется как антологическое стихотворение. Далее предлагается развернутый библиографический обзор литературы об «Арионе», анализ пушкинского приема замещения легенды, восходящей к Геродоту, рассказом самого героя о «дружном» коллективе «пловцов» — его сотоварищей-единомышленников во главе с «умным кормщиком», о их трагической гибели в морской пучине и о его собственном чудесном спасении судьбоносной волей той же «грозы». Анализ мотивов и повествовательной стилистики рассказа героя приводит к выводу об особом характере историзма Пушкина, наделяющего своего героя архаическим языковым сознанием, не позволяющим ему воспринимать «свой» рассказ как поэтический текст. Современное восприятие «простого» рассказа героя, отдаленного от истинного создателя текста двумя с половиной тысячелетиями, как стихов, написанных на «чужом» для героя языке в контексте «чуждой» ему культуры, открывает в стихотворении многочисленные и глубокие художественные значения, которые проясняются в процессе многоаспектного анализа метрической, интонационно-ритмической и мотивно-лексической формы произведения.