Анализ художественного произведения: Структура художественного произведения и методологические принципы его анализа. Учебное пособие. Ч. 1. СПб., 2015

Научные работы   Проблемы культурологии, общей эстетики, теории литературы и анализа художественного текста   Монографии   Анализ художественного произведения: Структура художественного произведения и методологические принципы его анализа. Учебное пособие. Ч. 1. СПб., 2015

Анализ художественного произведения: Структура художественного произведения и методологические принципы его анализа. Учебное пособие. Ч. 1. СПб., 2015

Пока что предлагается только первая часть учебного пособия.

Во Введении рассматриваются вопросы:

  • о целях и назначении искусства, его специфике как особой отрасли творческой деятельности человека;
  • о разнице между критическими суждениями о произведениях искусства и их научным анализом;
  • о разновидностях научного анализа.

Основная часть посвящена методологическим проблемам анализа художественного произведения, а именно:

Показать еще
  • двоякой содержательности понятия «материал искусства»;
  • духовной природе человеческого творческого труда вообще и труда по созданию произведений искусства в особенности;
  • понятию философской дихотомии и выявлению специфичности дихотомической пары «форма/содержание»;
  • анализу особого характера взаимопереходов формы и содержания, свойственного исключительно и только искусству;
  • подробному последовательному рассмотрению в произведениях искусства их внешней формы; их внутренней формы, которая является также образно-тематическим содержанием; и, наконец, их идейно-эмоционального содержания, выражающего, в конечном итоге, оценочно-мировоззренческую авторскую позицию по отношению к реальному социально-духовному состоянию общества на момент создания каждого отдельного произведения искусства;
  • наконец, рассмотрению видовых различий внутри искусства в целом.

Поскольку в итоге рассмотрения всех вышеуказанных проблем я заявляю о невозможности для конкретного аналитика с одинаковой степенью компетентности анализировать произведения любых видов искусства, то я, как филолог-литературовед, могу предложить (и во второй части пособия собираюсь это сделать) только литературоведческий анализ собственно языковых художественных текстов.