Эпистолярный стиль Н. Г. Чернышевского // История и культура: [Альманах]. Вып. 15 (15): Статьи. Сообщения. Публикации. СПб., 2018. С. 149‒168
Научные работы Творчество
Статья была написана в 1969 году, в бытность мою аспирантом II курса на кафедре истории русской литературы филологического факультета ЛГУ. Для ее публикации требовалась рекомендация моего научного руководителя профессора Григория Абрамовича Бялого. Он ее похвалил, не сделав ни единого замечания, но не советовал публиковать, высказавшись в своей замечательно лаконичной и всегда остроумной манере: «Не надо стрелять из пушек по воробьям!»
Я был понятливый аспирант: это означало, что брать на вооружение аналитическую методику «самого» Б. М. Эйхенбаума (к тому времени он уже на протяжении полутора–двух десятилетий считался наиболее крупным литературоведческим авторитетом в мире! Время М. М. Бахтина, а после него Ю. М. Лотмана наступит еще нескоро!) и применять ее не к равным Л. Толстому по величине таланта гениям, но к Чернышевскому, писателю весьма сомнительной литературной репутации (!), было своего рода mauvais ton (дурным тоном). Я уразумел также и подоплеку замечания Григория Абрамовича: я-де (он) Вас (меня) отлично понимаю, более того — Вы (я) совершенно правы и для меня (для него), может быть, вполне убедительны, но что поделаешь? — C’est la vie! (такова жизнь)!.. В этом был свой практический резон, и поскольку я был еще и послушный аспирант, то отложил статью до лучших времен, соответственно не включил ее материал в диссертацию, где, помимо главного раздела, посвященного анализу романа «Что делать?», был предшествующий ему раздел, посвященный начальному этапу становления литературной личности юноши Чернышевского [см.: 3]. Однако я полагаю (и всегда полагал), что «времени» говорить и писать о Чернышевском как о литературном «воробье» не существовало никогда, а казус с «нехудожественностью» Чернышевского-романиста — целиком и полностью на совести русской так называемой «интеллигенции», что XIX, что ХХ века, более чем односторонне образованной, опять же что тогда, что ныне.